Как проходит регистрация коллективного товарного знака?

03.08.2020

100.jpgРеализовать качественный товар значительно проще, если он имеет узнаваемое и признанное потребителем символическое обозначение. В роли такого символа для фирменного продукта корпораций выступает коллективный товарный знак. Такой символ ‒ это объект интеллектуальной собственности, который подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.

Коллективный товарный знак: общие сведения

Коллективный знак обозначает все те товары или услуги, которые производятся или реализуются участниками конкретного профессионального сообщества. Детальное описание такого общепринятого знака отражено в Уставе этого объединения. 

Символом бренда имеют право пользоваться все лица, на законных основаниях входящие в это объединение.

Санкции за противоправное пользование чужим товарным знаком весьма суровы: денежная компенсация, назначаемая судом, составляет сумму до 5 млн. рублей.

Регистрация бренда 

Регистрация коллективного товарного знака, в сравнении с регистрацией одного физического или юридического лица, имеет массу преимуществ:

  • экономия денежных средств на процедуре создания, регистрации и продвижении: чем больше партнеров состоит в объединении, тем меньшая финансовая нагрузка ляжет на каждого из них;

  • небольшие временные затраты: регистрацией единого товарного знака может заниматься один представитель компании без ущерба для основного бизнеса;

  • придание продукции узнаваемости: потребителю легко распознать товар по известному логотипу, характерной форме или цветовой гамме, и представить основные характеристики продукции или ожидаемые показатели качества.

Процедура регистрации прописана в двух нормативно-правовых актах России. 

Во-первых, это Гражданский Кодекс РФ. Во вторых, различные акты Роспатента. Именно эта Федеральная служба по интеллектуальной собственности и проводит все необходимые для регистрации процедуры. 

Первый шаг: подготовка документов

В первую очередь для передачи в Роспатент заявитель готовит заявление с просьбой о регистрации знака. В заявлении указывается общепринятый набор данных о заявителе: юридический или фактический адрес, паспортные данные.

Вторым документом выступает само описание подлежащего регистрации символа. Общий перечень доступных для этого форм отражен в статье 1482 Гражданского кодекса.

Третьим необходимым списком является перечень услуг и товаров, по отношению к которым предполагается применить символ. Они должны быть сгруппированы в соответствии с требованиями «Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков».

Правила составления подаваемых документов, требования по их составлению и содержанию можно найти в Приказе от 20.06. 2015 № 482 Минэкономразвития России.

Второй этап

Производится оплата госпошлины за проведение двух обязательных экспертиз: формальной и по существу. Размер платежа и порядок уплаты определен Постановлением правительства РФ от 10.12.2008 № 941. Общая сумма составит минимум 15 тыс. рублей. Если регистрируется несколько групп товаров, то платить придётся больше.

Третий этап

На этом этапе собранные документы и квитанции об уплате пошлины подаются в Роспатент. Тут есть два способа. Первый ‒ электронная подача. Второй ‒ непосредственное предоставление в офис Роспатента документов на бумажных носителях, либо их подача заказным письмом через почту. Если документы передаются факсом, то затем понадобится предоставить оригиналы отправленных бумаг. 

Заявка регистрируется в течение двух рабочих дней. После этого данные об объекте регистрации публикуются в официальном бюллетене. Это дает право приоритета при регистрации аналогичных знаков, заявки на рассмотрение которых в Роспатент были поданы позже.

Четвертый этап

Проведение необходимых экспертиз. Максимальный срок их проведения составляет 12 месяцев. Если знак подлежит регистрации, заявителя ожидает следующий, завершающий этап.

Заключительные действия 

Потребуется уплата 16 тыс. рублей в качестве пошлины за регистрацию товарного знака, и еще 2 тыс. за выдачу соответствующего свидетельства на утвержденный по закону бренд. Затем заявитель получает долгожданный документ. 

Для того, чтобы указать на защищенность знака, его собственник вправе использовать предупредительную маркировку. Например, символ TM или букву R, заключенную в окружность.

Условия утраты права на коллективный знак

Свидетельство на коллективный товарный знак надлежит продлевать каждые 10 лет. Но, если знак не используется ни одним из членов объединения, действие торговой марки прекращается досрочно.

Резюмируя, отметим: процедура регистрации коллективного знака имеет единственный минус: протяженность во времени. Сумма регистрации относительно невысока, а сама процедура проста и логична. Все образцы необходимых бланков и ссылки на нормативно-правовые акты есть на официальном сайте Роспатента.

Основной плюс процедуры в том, что после регистрации знака фирма в законном порядке сможет отстаивать свои права в борьбе с недобросовестной конкуренцией и при выявлении подделок.


Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?